Вводить или нет педагогический прикорм (7 правил)

Признаки неправильного введения прикорма

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Признаки неправильного введения прикорма.

Основные виды прикорма

Существует два основных метода, по которым ребёнку предлагают ознакомиться с новыми продуктами и формируют его интерес к взрослой пище – педагогический и педиатрический прикорм.

  1. Педагогический прикорм представляет собой процесс поглощения ребёнком блюд, в микродозах, с одного стола с мамой и другими членами семьи. При этом нет необходимости готовить отдельное меню для малыша, он кушает то, что и взрослые.
  2. Педиатрический прикорм – это общепринятый метод прикорма, рекомендованный педиатрами. Ребёнку предлагается новая пища, на первых порах – однокомпонентная, в виде каш или пюре. Этот вид прикорма подразумевает специальное меню для ребёнка, исключающее аллергенные продукты и «взрослую» пищу.

Оба вида прикорма вводятся параллельно грудному вскармливанию и не заменяют, а дополняют его. Педиатрический прикорм является традиционным методом знакомства ребёнка с новыми продуктами и основывается на безопасности и комфортном усвоении пищи для малыша.

Если говорить о педиатрическом прикорме, то он имеет как своих сторонников, так и противников. Доктор Комаровский, известный детский педиатр, считает, что данный метод прикорма является следствием многолетней работы сторонников грудного вскармливания по первому требованию.

малыш может сам выбрать блюдо, которое хочет попробовать, опираясь на свои вкусовые предпочтения;.

Педагогический прикорм — основные правила и принципы

  • Что такое педагогический прикорм
  • Зачем вводить педагогический прикорм
  • Когда можно вводить педагогический прикорм
  • Основные принципы педагогического прикорма
  • Введение педагогического прикорма: возможные проблемы и пути их решения
  • Педагогический прикорм – видео

Появление пищевого интереса у ребенка – это еще один новый этап развития малыша.

При введении прикорма важно понимать, что ребенка нужно не просто накормить, но и научить его кушать самостоятельно, помочь сформировать ему правильные пищевые привычки. В этом поможет педагогический прикорм.

Педагогический прикорм видео.

Педагогический прикорм в вопросах и ответах

Когда же начинать прикорм ребенку на грудном вскармливании?

Сейчас много мнений по этому вопросу. От некоторых врачей еще можно услышать рекомендацию начинать вводить яблочный сок, начиная с трех недель. Многие еще продолжают настаивать на введении пюре овощных, фруктовых и кашек с 3-4 месячного возраста. Встречается также мнение, что ребенка надо начинать прикармливать после появления первых зубов.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют начинать знакомство малыша с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.

Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей. Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка? Вот они:

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов – один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может “за один присест” попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом.

Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление.

Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша.

При правильном введении прикорма самочувcтвие малыша не ухудшается, животик не “расстраивается”, он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит…

Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.

Очень часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой.

В сознании современных мам прочно сидит убеждение, что грудное молоко по своему качественному составу не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Совершенно игнорируется тот факт, что молоко – совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания человеческих детенышей, абсолютно полноценный по своей усвояемости и питательности. Исследованиями доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока, а полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года.

Пищевое поведение малыша – не искусственно придумано, а обусловлено особенностями развития его организма, прежде всего желудочно-кишечного тракта. Мамы должны помнить, что их задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев две ложки.

Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды! Если грудное вскармливание организовано правильно, то все что ребенку нужно, он доберет из маминой груди.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола – параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов.

Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.

Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?

Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим. Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище.

Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Как быть с ребенком старше года, не имеющим пищевого интереса? До года все попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Ребенок плакал, отворачивался, вплоть до рвоты. Сейчас ест очень плохо и не все, а только определенные виды баночного питания. Как приучить ребенка к взрослой пище и повысить аппетит?

Так, обычно, ведут себя дети, не видевшие, что и как едят другие люди. Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным.

Нужно перестать кормить ребенка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми, или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребенок или нет, по крайней мере, необходимо “делать вид”, что это так. Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать – давайте. Наложить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте, и не наказывайте, если ребенок что-то разольет или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш – развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей. Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно. Задача мамы – защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии. Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.

Если у мамы есть возможность вводить прикорм под очным руководством консультанта по грудному вскармливанию (оптимальный вариант), тогда возможно будет это делать с 5,5 месячного возраста. Если действовать можно только самостоятельно, вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Есть ли особенности в ведении педагогического прикорма, если малыш или его родители – аллергики?

Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: “один шаг вперед, два шага назад”. Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у нее аллергию или любые другие неудобства.

Читайте также:  Полиоксидоний - инструкция по применению

Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3х дней.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться. Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте. Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.

Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся. Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?

Есть дети, которые до поры до времени едят эту “детскую пищу” много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых – до подросткового возраста.

Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года – года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует.

Есть, конечно, дети, которые относительно “благополучно” минуют этап детского питания. “Благополучно” поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро.

Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта.

Схема введения продуктов

Никакой специальной последовательности или отсчитывания граммов при педприкорме нет — мы не едим, мы пробуем новые вкусы. Сколько смог съесть — столько и съел.

Однако есть рекомендации, которые нужно соблюдать независимо от того, находится ребенок на искусственном или грудном вскармливании.

Таблица — Педагогический прикорм по возрасту:

ПродуктыПорция, грамм
6 мес.7 мес.8 мес.9 мес.10 мес.11 мес.12 мес.
Размятые овощи10–12080–120150170>180>180>180
Фрукты5–6050–60607070–80100>50
Сухари, сушки, хлеб30–5030–5030–5030–505050>100
Гарнир из круп10–150150–180150–180180–200>200>200>200
Масло сливочное3–53–53–5555>5
Сок фруктовый10–3030–5030–50506080>100
Мясо10–3030–5050–7060–707080>80
Каша на молоке10–3030–5050–100100–200100–200100–200>200
Кефир, домашний йогурт10–3030–5050–7070–100100–150150–200>200
Творог10–3030–4030–4040–5040–5040–50>50
Яйцо или желток0,250,250,250,50,5>0,5
Рыба10–30303030–4030–5030–50>50

Все, чем питается мама, через несколько часов оказывается в грудном молоке. Таким образом, малыш на ГВ уже с рождения «ест» взрослую еду, но в измененном виде. Поэтому ему можно давать любой невредный продукт со стола, но в очень небольших количествах.

Если не проявлять бурных эмоций и не кидаться к ребенку с выражением ужаса на лице, он быстро научится справляться с твердой едой.

Принципы педагогического прикорма

1. Общий стол

Пища для всех членов семьи — первый прикорм ребёнка. Ничего не нужно перемалывать или готовить специально. Так малыш учится жевать и приобщается к культуре поведения за столом. Поэтому «общий стол» — понятие разностороннее. Это и общая еда, и правила поведения.

Важный момент: питание семьи должно быть здоровым, без острых приправ, специй, сладостей из магазина. Но не стоит перегибать палку: уберите откровенные вредности, но не делайте пищу пресной и невкусной. Чипсы – плохой вариант для общего стола, борщ из маминой тарелки – хороший.

2. Знакомство с новыми вкусами

Цель педагогического прикорма — познакомить малыша с новыми вкусами. Показать, что еда — это не грустная мама с ложкой наперевес, но увлекательное занятие. Ребёнок учится слушать себя и свои потребности. Есть, согласуясь со своим внутренним «барометром», а не потому, что еду предлагают, настаивают, уговаривают. Проголодавшись, такой ребёнок сам будет просить еду. Но съест столько, сколько требует организм именно сейчас, не переедая.

3. Микродозы

На пед. прикорме предлагаем небольшие порции еды. В самом начале — микродозу размером со спичечную головку, постепенно увеличивая объём до чайной ложки. Позднее можно давать кусочки: цветную капусту или картошку из тарелки мамы, куриную ножку или кусочек мяса из супа.

Можно положить еду в тарелку перед малышом или наколоть на вилку (положить на ложку), но не кормить самим. Пусть малыш ест самостоятельно так, как умеет: руками, пальцами, обмакивая кусочек хлеба в суп.

Важно: не оставляйте малыша один на один с едой, особенно потенциально опасной. Винограда, орехов, семечек стоит избегать или давать с большой осторожностью.

прикорме предлагаем небольшие порции еды.

Введение прикорма при искусственном вскармливании

Детям, получающим смеси в виде основного питания, необходимо искусственное введение каш и овощей, богатых железом в возрасте, не раньше 5-6 месяцев, а к 8 месяцам – введение в рацион мяса.

Внимание! При кормлении адаптированными смесями, желательно применение схемы педагогического прикорма.

Происходит постепенная подготовка пищеварительной системы ребенка с формированием правильной ферментной активности при минимальных дозах взрослой пищи, знакомит с новой едой и учит пережевывать пищу.

Благодаря достаточному количеству полезных питательных веществ, получаемых из качественной адаптированной смеси, использование прикорма может применяться только как ознакомление с пищей, отличной от смеси. При искусственном вскармливании в виде прикорма рекомендуется введение кисломолочных смесей с 4-6 месяцев.

малыш быстрее привыкает к еде взрослых не нужно готовить ему отдельно ;.

Правила педагогического прикорма

1. Не давать пробовать потенциальные аллергены. К ним обычно относятся ярких цветов овощи, ягоды, фрукты. Если ваш ребенок аллергик, вы можете попробовать педприкорм, но очень осторожно. Начните с гипоаллергенных продуктов. Давайте пробовать не более одного блюда в день и следите за реакцией малыша. Обязательно давайте ребенку грудь после прикорма. Исключите из своего питания все аллергены. Не давайте никакого прикорма в период обострения аллергии.

2. Не нужно готовить пищу совсем без соли, сахара и нейтральных для желудка (не острых) приправ. Не стоит беспокоиться о том, что во «взрослой» пище присутствует соль, сахар, приправы. Во-первых, их небольшое количество в любом случае попадает к малышу с грудным молоком, а во-вторых, количество этих веществ в микродозах столь мало, что не окажет существенного влияния на желудок ребенка, а будет, наоборот, способствовать его безболезненной адаптации к пище с общего стола.

3. Не дать ребенку потерять пищевой интерес. Не стоит потакать его пристрастиям (а они обязательно появятся), нужно предлагать разные продукты. Если малыш съел 3-4 чайные ложки одного блюда, но требует продолжения, отвлеките его и дайте что-то другое. До достижения полутора лет ребенок должен познакомиться со всем спектром блюд, которыми привыкли питаться в его семье.

Например, иногда готовить ребенку отдельно, а иногда сажать за общий стол.

Дети-аллергики

Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь».

Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.

Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.

Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на Дай водички.

Как вводить прикорм ребенку

Если вы не чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы вводить педагогический прикорм (прикорм, при котором ребенку позволяют пробовать все со взрослого стола, но в микродозах), можете последовать схеме, которая включает в себя элементы и традиционного и педагогического прикорма.

Я исхожу из стойкого убеждения, что до 6 месяцев (абсолютно минимальный возраст, в котором ребенок может быть готовым ко взрослой пищи) ребенку, получающему только грудное молоко и хорошо набирающему вес, прикорм вводить нежелательно и необязательно. Если ребенок мало прибавляет в весе, стоит найти причину такого положения (возможно грудное вскармливание организовано не правильно), и потом принимать решение о вводе прикорма раньше вышеуказанного срока. Дети-аллергики, сильно болевшие или недоношенные дети нуждаются в еще более взвешенном подходе при вводе прикорма – более поздние или более ранние сроки. Так детям–аллергикам можно задержать введение прикорма на 1,5-2 месяца.

Стоит сказать про активный пищевой интерес – при традиционной схеме введения прикорма трудно понять, есть ли у ребенка потребность пробовать и поглощать другую пищу, если мама ест отдельно от ребенка и хочет прикармливать его другой пищей. В таком случае мамы ориентируются на то, выталкивает ли малыш ложку с прикормом. Если да, то стоит немного отложить ввод новых продуктов. Готовность к прикорму определяется следующими признаками:

· Увеличение частоты кормлений, которое продолжается дольше нескольких дней и не связано с болезнью или прорезыванием зубов.

· Повышенный интерес к еде взрослых.

· Способность сидеть самостоятельно.

· Угасание рефлекторного выталкивания языком твердой пищи изо рта.

· А также умение брать руками пищу и класть ее в рот.

Есть мнение, активно поддерживаемое врачами и диетологами в России (К.Ладодо, например), что сок не является прикормом, и поэтому ребенок уже в 3-4 мес. должен получать эту корригирующую добавку. Однако возникает разумный вопрос – что корригирует эта добавка? Означает ли это то, что уже в 3-4 месяца женское молоко содержит меньше витаминов и минералов, чем нужно ребенку? Означает ли это то, что сок содержит необходимые витамины и минералы? На эти оба вопроса я отвечу – нет! Промышленно изготовленные соки (особенно яблочный, который врачи любят называть источником железа) не содержат необходимого количества, а то и вовсе не содержат витаминов. Витамин С добавляется в соки в качестве антиоксиданта, а если добавлены другие искусственные витамины, то неизвестно, насколько они будут усвоены ребенком. «Сок — это очень тяжелый продукт, в котором много агрессивных фруктовых кислот, минеральных солей и сахара. Даже для взрослых это слишком концентрированный продукт, который нужно разводить. А детям лучше вообще пить компотик. Более того, содержащийся в соках сахар для малыша вообще не нужен. Помимо этого, введение соков заглушает аппетит у ребенка и может снизить количество молока у матери, если сок «понравится» ребенку. Фруктовое или овощное пюре лучше, потому, что в пюре содержится клетчатка, которая снижает концентрацию агрессивных веществ.

Поэтому я рекомендовала бы вам давать ребенку сок тогда, когда он уже получает большое количество «тяжелых» продуктов — введены каши, овощи, фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты… Тогда соки выступят в новом качестве, как стимуляторы ферментативной деятельности.

Что касается кисломолочных продуктов – различных кефиров, которые прописывают врачи как средство от дисбактериоза (если вдруг забыли прописать «Линекс» или «Хилак»), то в первую очередь стоит подумать о корректировке питания матери, чтоб ее молоко содержало достаточное количество тех же самых, но «родных» бифидо- и лактобактерий.

Отмечу, что дети, которые беспрепятственно получают грудь по первому требованию, очень поздно начинают хотеть пить другие жидкости – особенно не сладкие, такие как вода или кефир.

Я могу предложить вам 2 схемы введения прикорма, которые тоже достаточно условны. Например, воду вы можете давать как после начала введения прикорма, так и позже, ориентируясь на потребность и желание вашего ребенка. Многие дети на естественном вскармливании не пьют воду до 1года и 3 мес, а то и до полутора-двух лет.

До 6 мес. — только грудное молоко

фрукты — 6,5 — 7 мес

каши и вода — с 7 — 8 — 9 мес

желток — с 8 — 9 месяцев

соки с 9 — 12 мес

мясо/рыба — с 9 — 11 мес

кефир с 11 — 12 мес

творог с 12 — 18 мес

До 6 мес. — только грудное молоко

каши с 6 — 7 мес

фрукты с 7,5 мес

хлеб с 9 — 14 мес

вода с 10 — 14 мес

кефир и творог с 10 — 12 мес

желток с 10,5 — 12 мес

мясо с 12 — 14 мес

сок с 12 — 14 мес

Нетерпение мам накормить ребенка чем-нибудь «вкусненьким» я наблюдаю очень часто. В возрасте с 4-х месяцев малыш уже умеет ловко хватать предметы (к примеру, пищу с вашей тарелки, ложку, вилку, стакан с вашим соком). Не принимайте, пожалуйста, этот интерес за пищевой. Обратите внимание, что возможно, ребенок считает себя готовым к прикормам, тащит еду с вашей тарелки и наслаждается новыми вкусовыми ощущениями, и бывает, сразу съедает всю порцию, которую вы предложите, радуясь такому аппетиту. Но через некоторое время у него расстраивается живот (в моей практике 6-месячная девочка поносила 3 дня! после тарелки! Ухи. «Уха – это ее любимое блюдо, она так просит!»), появляется запор или же вы замечаете, что пища выходит совершенно непереваренной, в том же виде, в котором она была съедена. Стоит ограничивать столь активный пищевой интерес в заботе о пищеварении ребенка. Заметьте, что в старых нормах прикормов обязательно были указаны количества, допустимые для данного возраста. Предлагаю вам считать эти нормы максимальной дозой. Не гонитесь за количеством. Последствия могут быть очень печальными вследствие неадекватной нагрузки на ЖКТ. (Отвлеките ребенка игрушкой, новым занятием или дайте грудь, уйдя из-за стола).

Отложите ввод прикорма в неделю, когда ребенку были сделаны прививки, в сильную жару, при болезни, после выздоровления должно пройти несколько дней. Это касается и ввода новых продуктов прикорма.

Многие начинают прикорм с фруктов. Я не вписала в схему фрукты первыми из опасения, что дети потом откажутся есть менее вкусные овощи. Однако это не правило.

Если ребенок склонен к запорам, начните с овощей или фруктов, если к поносам или частому стулу – с каш, с рисовой каши.

Читайте также:  Смекта при беременности на ранних и поздних сроках

· Когда вы начинаете вводить прикорм, давайте только один новый продукт за раз и ждите дня 3 или неделю, прежде чем попробовать что-то еще.

· Фруктовые и овощные пюре, состоящие из одного компонента, можно добавлять 1 раз в 1-2 недели. Таким образом, можно выявить аллергическую реакцию на определенный продукт и исключить его из рациона.

Не надо давать соль и сахар. Соль предлагаю вводить после года или позже, когда заметно, что ребенок потерял интерес к таким пресным кашам. Вместо соли можно добавлять сушеный укроп или другую зелень, но не всегда это «работает». Для подслащения можно варить кашу на фруктовом отваре или добавлять в уже сваренную кашу пюре или кусочки фруктов (мягких – персик, абрикос, слива или распаренная курага, чернослив). Для детишек еще постарше можно добавлять джемы, сваренные в микроволновке (требуется гораздо меньше сахара, хорошо саможелируются) или варенье из ягод, не вызывающих аллергии. Что вообще касается ягод, то можно попробовать некрасноокрашенные (растущие в вашей местности) около года, выдавив сок на язычок и ждать 2 суток. Детям не аллергикам так же с года можно попробовать и красноокрашенные ягоды. После удачной пробы с соком, можно дать пол-ягоды, через день целую, потом еще одну и довести до 3-5 ягод в день (в зависимости от возраста).

· Вводите по одному продукту за один раз. Ждите несколько дней, чтобы убедиться, что ребенок хорошо его переносит (нет сыпи, крапивницы, одышки, поноса). Так вы сможете отследить возможные аллергические реакции. Надо быть особенно осторожной, если в семье уже есть аллергики.

· Ведите дневник прикорма первые 4-6 месяцев, где указывайте количество съеденного продукта, время и реакцию на него.

· Для начала ребенку будет достаточно половины или одной чайной ложки в кормление. Так же удобно пользоваться водочными стопками (по 50 грамм), отмеряя для первых доз половину. Через 3-5 дней постепенно увеличивайте дозу на одну чайную ложку в день и для овощей и фруктов, и для каши. Однажды вы увидите, что ребенок не съедает больше определенного количества – («больше полпиалки не съедает»). Это количество может быть меньше рекомендованных в советских книгах x грамм, и может остаться таким надолго – на полгода и больше. Доктор Серз пишет, что годовалые дети способны съесть столовую ложку прикорма за раз. Имеет смысл варить чуть больше на пару чайных ложек, но не заставлять ребенка съедать все.

· Давайте новое блюдо в первой половине дня – если случится понос, это будет скорее всего не ночью.

Нет необходимости покупать баночки с консервами для детей. Вы можете сами приготовить детское питание с помощью детской терки, блендера, кухонного комбайна, мясорубки, а то и просто вилки. Если вы все-таки покупаете детские пюре, внимательно читайте этикетки и избегайте продуктов с добавкой подсластителей, соли и наполнителей (крахмал и т.п.) (имхо, в России почти невозможно найти такой продукт). Идеально – брать овощи и фрукты-ягоды с собственной дачи. Однако удостоверьтесь, что ваша бабушка не использует в качестве удобрений пестициды и тп. вредные вещества. Уговорите ее перейти на природные, органические удобрения и средства защиты от насекомых – залитая водой настоянная трава, чеснок, унавоживание, опрыскивание табаком, либо безвредными биологическими химпрепаратами.

Если у вас нет «бабушки в деревне», постарайтесь найти среди соседей такую бабушку-старушку, поговорите с бабульками на рынке, выбирая тех, которые растят свои овощи в более экологически безопасных районах вашей области, удобряют органикой. Расспросите знакомых в поисках такой бабульки, которой вы будете платить за «чистые овощи». Если вы довольны, договоритесь о «сотрудничестве» с ней на следующий год, пусть посадит какие-то растения, которые бы вы хотели у нее покупать.

Если вы не уверены в чистоте покупных продуктов — очищайте шкурку с овощей и фруктов, картофель и мясо перед приготовлением можно вымачивать в воде около часа, первый бульон с мяса или овощей сливайте – так вы обезопасите своего ребенка от излишнего потребления вредных веществ из овощей и других продуктов. Используйте в диете ребенка печеное яблоко – источник пептина, который усиливает выведение поступивших вредных веществ. Запечь яблоко можно в ростере или духовке.

Если это не ваш вариант, покупайте баночное пюре известных фирм. Обязательно обращайте внимание на срок хранения и состав. Начинайте с пюре из одного компонента, через неделю можно добавить второй.

После введения овощей можно давать суп – те же овощи с овощным отваром.

· Имейте в виду, что цвет и консистенция стула после ввода прикорма меняется. Например, груша обычно дает очень зеленый цвет, мамы часто пугаются.

Что касается каши – то тут есть несколько вариантов – просто варить взрослую кашу до сильно разваренного состояния; молоть ее на кофемолке и потом варить; варить кашу типа «Нордик» и размельчать ее на блендере, либо купить готовую детскую.

Из готовых каш предпочтите безмолочную кашу без сахара и соли – низкоаллергенные каши разных фирм. Разводить кашу я предлагаю водой, так как доля потребления вашего молока для ребенка еще огромна, а отдельно сцеживаться на кашу, когда порции не составляют уже 1-2 чайных ложки, для мамы, которая часто кормит и молока ровно столько, сколько надо, бывает утомительно и проблематично. Если ребенок отказывается от безмолочных каш, смените вид каши, или начните сцеживаться в то время, когда у ребенка самый большой перерыв в сосании груди (ночью или утром), и постепенно вы начнете вырабатывать больше молока – «на кашу».

Каша в «пакетах» может вызывать аллергию, так как содержит дополнительные компоненты. Одна мама подсказала способ варки взрослой каши – перебрать крупу, промыть, высушить, размолоть на кофемолке. Налить в кастрюльку (продаются такие маленькие 400г) 2/3 стакана воды, поставить на огонь, в оставшейся воде развести 2.5 ч.л. перемолотой крупы, размешать, влить в кипящую воду, варить до густоты (рис варится минуты три, гречка минут двадцать). Если вы сомневаетесь в «чистоте» каши, первый отвар можно слить (через 3-5 минут после закипания), потом крупу высушить и перемолоть.

Начните с безглютеновых каш – с рисовой, гречневой или кукурузной. Содержат глютен – овсяная, манная, пшенная и пшеничная каши.

· Определите, какой густоты вы будете давать каши. 1:4 – это разведение для начальных доз прикорма, потом постепенно варите/разводите более густую кашу – 1:2.

Я добавляла растительное масло (источник полиненасыщенных жирных кислот, очень полезно для кожи) уже в овощное пюре (через неделю после начала)– использовала кедровое (местное), но можно и оливковое, и подсолнечное.

Для ребенка на естественном вскармливании бывает трудно выбрать время для кормления новым продуктом. Когда давать прикорм – до или после кормлений? Основываясь на собственном опыте, я бы порекомендовала вам — перед очередным кормлением. Особенно это лучше всего тогда, когда вы немного забегаете вперед при отсутствии активного пищевого интереса у ребенка, что случается довольно часто. Мой сын, я подозреваю, да и многие другие дети на ЕВ, вполне могли бы обойтись грудным молоком до 9-10 месяцев, и возможно и больше.

Другие виды пищи по-прежнему менее ценны по сравнению с грудным молоком для ребенка младше года, поэтому вы всего лишь знакомите малыша с новыми вкусовыми ощущениями. Повторяю – не гонитесь за количеством.

После кормления прикормом дайте ребенку грудь.

· Есть правило не давать один и тот же вид прикорма несколько раз в день, особенно это касается начинающих детишек (например, гречневая каша 3 раза в день или картошка с капустой 2 раза в день).

· После того, как введен первый вид прикорма (например, разнообразные овощи), через месяц, полтора-два можете переходить к другому виду прикорма (например, к кашам).

· Через 3-4 месяца после начала введения перетертых продуктов можете начать овощи просто разминать вилкой, либо тереть на терке с большими отверстиями, перейти на каши вроде «Нордик», они имеют более структурированные хлопья. Иногда дети начинают давиться более крупными кусочками – повторите переход через неделю, или постепенно добавляйте количество крупноизмельченных продуктов.

· Если вам кажется, что какой-то продукт дал аллергическую реакцию – не давайте его 5-7 дней, и вы поймете, от него была реакция или нет, потом можно попробовать дать еще, очень осторожно, с одной чайной ложки.

Мясо проще всего вертеть на мясорубке. Даже если это самая дешевая мясорубка. У более дорогих моделей мясорубок есть насадки с более мелкими отверстиями, начните с таких. (Мой сын регулярно стал есть мясо ближе к 2 годам). Если у ребенка низкий гемоглобин, введите мясо раньше. Менее аллергенными считаются мясо ягнятины, индейки и постной свинины, затем говядина и курица. Начинать надо обязательно с одного вида мяса, с небольшого количества (1/3 чайной ложечки), 5 дней наблюдаете за реакцией ребенка (на аллергию), затем начинаете увеличивать количество пюре, доведя его до 60-70гг. После 5 дней можно начать вводить другой вид мяса и т.д. Обычно рекомендуют давать мясо каждый день, но для ребенка на ЕВ это не так актуально.

Рыбу начинайте давать через 2 месяца после мяса, выбирайте не красную (лосось часто аллергенен), мне импонирует мнение, что надо есть местные продукты, и для нас речная и озерная белая рыба – самое то (если рыба в ваших реках загрязнена, выбирайте морскую). Для первого прикорма выберите рыбу с нерезким вкусом и запахом. Слейте с рыбы бульон.

Желток. Попробуйте перепелиный – он менее аллергенен, начните с половинки. Если ребенок не стал есть его, подмешайте в овощи или суп.

Некоторые мамы делают большие порции прикорма за один раз и замораживают маленькие порции в морозилке (например, в формочках для льда), а потом разогревают в микроволновке. Мне этот метод не очень по душе – я предпочитаю и сама питаться свежеприготовленными продуктами. Однако это тоже приемлемый вариант.

Кстати, заморозить овощи для ребенка осенью – отличная идея! Мы морозим ягоды (для компота), кабачки, горох, капусту брокколи, цветную, огурцы (с них снимаем шкурку, режем на кусочки и размораживаем естественным образом, идет как добавка к картоф.пюре), морковь и тп. (а польские производители морозят даже картошку!). Получается, что если сделать большую порцию из замороженных продуктов – то вновь замораживать их – совсем невкусно получится. Точно так же я не сторонник убирать в холодильник остатки и потом подогревать их для ребенка, особенно до полуторалетнего возраста.

· Хочется отметить, что замещения прикормом одного кормления грудью часто не происходит очень долго — до 1 года и 3 мес. и даже больше.

В целом можно сказать, что вы можете использовать рекомендации по прикорму из обычных книг, скорректировав возраст, порядок ввода продуктов и количество съедаемого ребенком. Дети на ЕВ не могут есть столько! (есть подозрение, что дети вообще не могут столько съедать, а рекомендации писались докторами, пережившими голод во время войны). Тот же доктор Серз пишет, что для дошкольников доза овощей составляет 3 чайных ложки (но 3-5 раз в день – но возраст другой, заметьте.)

Рекомендовать определенные продукты – неблагодарная затея, поскольку предпочтения могут определяться сезоном года, областью проживания, размером кошелька, здоровьем и другими факторами. Для первого овощного прикорма могут подойти овощи с нежной клетчаткой – кабачок, белокочанная, цветная или капуста брокколи, затем картофель, светлая тыква, из фруктов — яблоко, груша, слива. Знаю, что ЛЛЛ рекомендует в качестве первого фрукта давать размятый банан, но это рекомендация не для Сибири, здесь у многих детей на бананы аллергия.

При этом, пробуйте все же давать кусочки из своей тарелки – пед. прикорм дело хорошее. Давайте малышу маленькую ложечку, пусть он вам помогает себя кормить.

Таблица замены продуктов по основным пищевым веществам

Если ребенок не переносит что-то, чем это заменить?

Мясо (говядина): мясо кролика, баранина 2категории, конина 1 категории, печенка говяжья, свиная, сердце, куры 2 категории, рыба (треска), творог полужирный, консервы мясные

Молоко цельное: молоко грудное, молоко сухое, молоко сгущенное, творог полужирный, мясо (говядина), рыба, сыр, яйцо куриное

Картофель: капуста белокочанная, капуста цветная, морковь, свекла, фасоль, горошек зеленый, горошек зеленый консервированный

Яблоки: яблоки консервированные, сок яблочный, виноградный, сливовый, сухофрукты (яблоки, чернослив, курага, изюм)

Яйцо куриное: творог полужирный, мясо (говядина), рыба, молоко, сыр

В работе использованы материалы статей Лилии Казаковой, Анны Павлюк, Катерины Кузовкиной, из книги Ежовой Н.В. «Вскармливание детей раннего возраста» (Минск 2003), У.Серз «Часто задаваемые вопросы о питании детей», личный опыт и из опыта работы консультантом по грудному вскармливанию.

только грудное молоко.

Основные правила прикорма

При введении прикорма следует твердо придерживаться следующих правил:

  1. Начинать введение любого нового продукта можно только тогда, когда ребенок НЕ болен.
  2. НЕ начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
  3. Соблюдать принцип «ненасильственного, но настойчивого» введения прикорма. Помните, что сразу ребенок может отказаться от нового продукта. Иногда может потребоваться до 10 попыток введения нового продукта (блюда) прикорма, чтобы, наконец, ребенок перестал выплевывать и начал его есть. Нужно просто набраться терпения.
  4. Новый вид прикорма вводится через 3-4 недели после начала введения предыдущего.
  5. Прикорм можно давать как ДО кормления грудью, так и ПОСЛЕ прикладывания с ложечки, а не через соску. По мнению большинства педиатров и на основании методических указаний «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни» прикорм следует давать детям ДО кормления грудью или детской молочной смесью. Но если ребенок проявляет к прикорму наибольший интерес только после маминой груди, то ничего страшного нет – давайте прикорм после кормления.
  6. Каждый новый продукт надо вводить постепенно, с небольших количеств (сок – с нескольких капель, пюре и кашу – с 1/2 чайной ложки), постепенно (за 5-7 дней) увеличивая до необходимого объема и внимательно наблюдая за его переносимостью.
  7. Новый продукт следует давать в первой половине дня, чтобы понаблюдать за реакцией организма ребенка на введение прикорма. При появлении симптомов плохой переносимости продукта (сыпь, выраженные колики, жидкий стул и т.п.) необходимо прекратить введение этого продукта и попытаться вновь ввести его через некоторое время. При повторной негативной реакции от введения продукта следует отказаться и попытаться заменить его аналогичным (например – яблочное пюре – грушевым, гречневую кашу – рисовой и т.п.).
  8. Введение любого нового вида пищи следует начинать с монокомпонентных продуктов, то есть с одного вида продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например, введение овощных пюре начинать с кабачка, цветной капусты, картофеля затем вводить смесь из двух видов (кабачок + картофель), позднее из трех и т.д. Такие же правила соблюдаются при введении фруктовых пюре и каш (постепенный переход от одного вида фруктов или злаков к их смеси). Это необходимо для выявления возможных аллергенных эффектов того или иного продукта, что исключено при использовании их смеси.
  9. Блюда прикорма по консистенции должны быть гомогенными (однородными) и не вызывать у ребенка затруднений при глотании, с постепенным переходом к более «грубой и плотной» пище, включающей комочки, кусочки и т.п., примерно к 10-12 месяцам.
  10. Блюда прикорма должны быть теплые, но не горячие или холодные. Перед кормлением детей продукты детского питания подогреваются на водяной бане (температура воды +50°C) в течение 5 минут или в электронагревателе для детского питания до температуры +37°C.
  11. Основу прикорма детей первого года жизни должны составлять продукты и блюда промышленного выпуска, которые обеспечивают безопасность входящих в них компонентов. К тому же в баночном питании строго сбалансирован состав по витаминам и минеральным веществам независимо от сезона. При покупке питания для прикорма обращайте внимание на состав и срок годности. Если нет возможности или желания использовать продукты промышленного производства, то при приготовлении домашних блюд необходимо тщательно соблюдать гигиену и готовить только из свежих, сезонных (желательно не импортных) продуктов. При готовке не следует добавлять в еду ребенка соль и сахар для улучшения вкуса.

Виды прикорма.

Основы педагогического прикорма и в чем его смысл?

Как уже говорилось раньше, педагогический прикорм – это естественное приучение к “взрослой” пище. Соответственно измельчать еду для крохи в блендере или протирать через сито не нужно. Предлагая младенцу новую пищу твердой консистенции, следите за ним. Он обязательно попробует проживать свою микродозу. При этом будет смотреть на окружающих, и пытаться повторить их действия. Благодаря такому приучению детки довольно быстро учатся пользоваться столовыми приборами самостоятельно. Это происходит намного раньше, чем у детей, которых кормили из ложечки.

Читайте также:  Диета при ротовирусе у взрослых

Также педагогический прикорм предусматривает привитие вкусовых предпочтений именно к той кухне, которая “в ходу” именно в этой семье. Те, кто активно пропагандирует такое питание для детей, аргументируют положительность привыкания к кухне, тем, что нет смысла приучать младенца к еде из магазина в детских баночках, поскольку в дальнейшем он все равно не будет это всегда есть.

Помимо этого, заметьте, овощи, и фрукты для детей в баночках имеют срок годности до полугода и выше. У вас дома столько свежие овощи и фрукты смогут простоять? Теперь задумайтесь, стоит ли кормить своего кроху таким питанием для детей.

Если пищевого интереса не будет, а мама начнет запихивать в кроху непривычную еду, то вполне возможно он полностью откажется от любых продуктов, кроме грудного молока и смеси.

Примерная схема естественного вскармливания детей первого года жизни

* фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока

Второй прикорм каша или овощное пюре дают через месяц после первого, третий через месяц после второго.

Прикорм. Основные положения

Опубликовано в журнале:
« Практика педиатра » № 1, 2020, стр. 53-55

О.А. Горячева 1,2 , канд. мед. наук, О.А. Алёхина, Д.В. Горячев 3
1 Кафедра пропедевтики детских болезней педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» МЗ РФ, г. Москва
2 ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва
3 ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» МЗ РФ, г. Москва

Резюме. В статье изложены основные современные аспекты введения прикорма, в том числе на основании рекомендаций различных мировых школ, даны разъяснения по отличиям педагогического от педиатрического прикорма. Обсуждены преимущества промышленного прикорма над домашним.

Ключевые слова: прикорм, виды прикорма, прикорм промышленного производства, сроки введения прикорма

Summary. The article outlines the main modern aspects of the introduction of feeding up, including the recommendations of various world medical associations, provides explanations on the differences between pedagogical and pediatric feeding up. The advantages of industrial food over self-made are discussed.

Key words: complementary foods, feeding up, types of complementary foods, periods of feeding up

Самый спорный и самый частый вопрос, обсуждаемый в практической работе участкового педиатра, -вопрос прикорма. Почти каждая вторая консультация родителей с грудным ребенком посвящена этой теме. Для объяснения правил прикорма и его введения мы используем:

  • рекомендации ВОЗ (http:// www.euro.who.int/ _data/assets/ pdf_file/0005/98303/WS_115_2000FE_R.pdf);
  • рекомендации ВОЗ для стран бывшего СНГ;
  • рекомендации Американской ассоциации нутрициологов;
  • рекомендации кафедры пропедевтики детских болезней РНИМУ;
  • рекомендации НИИ питания РАМН.

Прикорм – это введение продуктов животного и растительного происхождения в целях постепенного перевода ребенка на продукты общего стола.

Правила введения прикорма

  1. Вводим один продукт в течение 7-10 дней.
  2. Начинаем всегда с гомогенного (однородного) пюре.
  3. Отдаем предпочтение продуктам промышленного производства, так как не можем отвечать за качество продуктов рыночного, непоточного производства. Плюсы использования прикорма промышленного производства:
    • удобнее;
    • безопаснее (строгий контроль качества) и экологичнее;
    • разнообразнее;
    • лучше гомогенность с дальнейшим переходом на кусочки;
    • сбалансирован состав;
    • качественное хранение и контроль за этим (целостность банки, крышки и т.д.).
  4. Вводим продукт в утренние часы (если появится нежелательная реакция, то ее проще отследить).
  5. Начинаем вводить новый продукт прикорма только тогда, когда ребенок здоров. Особенно это касается аллергических реакций и диспепсических явлений.
  6. В поездке, особенно при смене климата, новое вводить не рекомендуется.
  7. Новый продукт вводим до кормления грудным молоком или смесью.
  8. Если что-то не нравится ребенку, нужно не настаивать, а предложить чуть позже, просто докормив грудным молоком или смесью.
  9. Прикорм вводим с 5,5-6 месяцев ребенку на грудном вскармливании и с 5-5,5 месяцев на смеси, не раньше (это связано с развитием желудочно-кишечного тракта, системы глотания, ферментов).
  10. Всегда стараемся ввести прикорм, если нет медицинских показаний, только по мере появления пищевого интереса.
  11. Кормить необходимо из ложки, не ранящей нежную полость рта.
  12. Ребенка кормим на его стуле, не забыв пристегнуть, в полусидячем или сидячем положении (зависит от развития и возраста ребенка).
  13. Не надо вводить больше возрастной нормы.
  14. Начинать прикорм нужно с кончика ложки, каждый день увеличивая в два раза объем, доводя до нужного (объемы – см. таблицу).
  15. Вводимый продукт прикорма должен соответствовать возрасту ребенка.
  16. Открытую банку следует хранить в холодильнике не более 24 часов.
  17. Перед тем как дать еду ребенку, родитель должен попробовать ее сам (отдельной чистой ложкой) для исключения испорченности продукта.
  18. При вскрытии банки должен быть тихий хлопок, а до открытия следует проверить крышку: она должна быть приплюснута, так как в банке нет воздуха.
  19. Пища должна быть комнатной температуры -не холодной и не горячей (поэтому банки хранят в шкафу, молочное – в холоде).
  20. Вводить нужно один продукт за один раз!
ПродуктВозраст (месяц)
567891011121318
Грудное молоко/ смесьДо 1 лДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объемаДо полного объема
ФруктИВ* – 20 мл5-60 мл80100150150170200
ОвощИВ* – 10-60 мл5-100 мл150 мл200200200200200
Каша безглютеновая на воде или грудном молоке/ смеси5-150 мл200 мл200 мл
Каша глютеновая на воде или грудном молоке/ смеси5-150 мл или безглютеновая200 мл200 мл200 мл
Мясное пюре5-40 г808080808080
Желток перепелиный (1/2 куриного)0,250,5111
Кисломолочный продукт (не кефир)50-100 мл150200200200
Творог50 г50 г100100100
Рыба40-60 г8080
Масло сливочное0,5 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.
Масло растительное0,5 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.1 ч.л.
Хлеб3-5 г
Кефир200 мл
Сок120 мл
Цельное молоко200 мл
Каша натермически обработанном молоке (вместо безмолочной)200 мл200 мл200 мл200 мл
Компот, морс (не сок)До 200 мл200 мл200 мл200 мл

* ИВ – Искусственное вскармливание

Если продукт не подходит (реакция на него со стороны ЖКТ или аллергия), то его убирают, а новый вводят через несколько дней.

Выбирая банку с прикормом, всегда нужно читать состав: кроме, например, яблока быть ничего не должно (некоторые производители добавляют крахмал, витамин С, сахар и т.д.).

Напомним, что в более старшем возрасте рисовый крахмал или другой растительный загуститель уже не так вреден, но не на первых порах.

Существует несколько видов прикорма. Самые распространенные – педиатрический и педагогический.

  • основное – в том, что педагогический прикорм основан на пробе всего и сразу: что ребенок захотел, то и съел;
  • педиатрический имеет некую схему введения, он более щадящий, закономерный и рациональный.

Но при правильном педагогическом прикорме (если родители не кормят невозрастными продуктами, не дают фастфуд и т.д.) отговаривать от него не стоит ввиду возможной негативной реакции и полного отказа от прикорма в сторону смеси или грудного молока.

Прикорм бывает обучающий (так называемая подготовка ЖКТ к продуктам, отличным от молока или смеси) и основной.

Обучающий прикорм – это фрукты (чаще всего зеленое яблоко), далее груша и миксы из них. Основной прикорм при здоровье ребенка начинают с овощей (кабачок, брокколи, цветная капуста).

Иногда при малом весе или проблемах со стулом начинают с каш, а при склонности к анемии – с мяса.

Существует много разных способов ввода прикорма:

  • американская школа предлагает вводить так: мясо, каша, овощи и фрукты, молочное;
  • европейская школа, считая фрукты источником повышенных сахаров и причиной энтеритов (проблем с тонкой кишкой), рекомендует такую схему: овощи, каши, мясо, фрукты;
  • ВОЗ: овощи, каши и фрукты, мясо;
  • известный украинский врач первым предлагает вводить кефир;
  • российская школа (в первую очередь НИИ питания РАМН): овощи и фрукты, каши, мясо.

В зависимости от состояния ЖКТ, особенностей роста ребенка, его стула и т.д. есть несколько вариантов введения прикорма. Но в США, например, в целях профилактики анемии рекомендуют прикорм начинать с мяса и фруктов! Так как вторые содержат витамин С, необходимый для улучшения всасывания железа.

Несомненно, у некоторых детей раннее введение фруктов способствует развитию аллергии и нарушению всасывания вторичного генеза, но не является 100% причиной этого.

У ряда детей введение овощей вызывает и/или усиливает запоры, что также требует коррекции введения прикорма.

Всегда необходимо помнить и объяснять родителям, что строгих правил нет и иногда схемы могут колебаться, как и сроки ввода, а прикорм является не только неотъемлемой частью правильного питания, но и залогом общего здоровья ребенка.

В статье изложены основные современные аспекты введения прикорма, в том числе на основании рекомендаций различных мировых школ, даны разъяснения по отличиям педагогического от педиатрического прикорма.

Педагогический прикорм

Кормить ребенка, которому нет еще года, из своей тарелки? Как это, ведь он не умеет жевать! – возразят многие. А если давать совсем маленькие кусочки, которые можно глотать, не прожевывая? На этом принципе построен так называемый педагогический метод введения прикорма. Его суть и прояснила для нас ДАРЬЯ ШУХТИНА.

18 мая 2010 · Фото: Shutterstock

Педагогический – это значит, что в процессе ребенок чему-то учится. Например, вести себя за столом, пользоваться приборами (не стоит, конечно, полугодовалому малышу давать нож и вилку, но ложку − вполне). Он познакомится с разными вкусами и текстурами продуктов (а не только с пюреобразным нечто, что представляет собой современное детское питание). Ведь именно так кормили своих детей женщины в русских селеньях 150−200 лет назад. Тогда пюре не было в магазинах, а молоко заканчивалось либо становилось горьким с новой беременностью, которая наступала через год-полтора (в лучшем случае) после предыдущей! И готовить отдельно на ребенка женщинам было некогда. Вот и кормили из своей тарелки кашей, щами – всем понемножку. Приучали есть аккуратно, чтоб не мыть весь дом после трапезы. В общем, педприкорм – не новое веяние, а старое, но хорошо забытое в цивилизованном мире.

Детям нельзя разрешать играть с едой и кидать ее. У этого правила исключений нет.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». И врачи стали разрабатывать теорию такого прикорма лет 5 назад. В чем же суть? Давать из своей тарелки надо очень понемногу, размер кусочка должен быть примерно равен спичечной головке. И не больше трех «порций» одного блюда. Если ребенок просит еще – предложите ему что-то другое из того, что лежит у вас на тарелке. Но ребенок же останется голодным! – запротестуют бабушки.

Суть педагогического прикорма не накормить малыша, а познакомить его с разными продуктами. Основным питанием для крохи останется мамино молоко. А если в маминой тарелке лежит что-то, мягко скажем, не очень полезное для маленького желудочка?

В таком случае маме следует пересмотреть свое питание, тем более что она продолжает кормить ребенка грудью! Тем не менее не стоит переходить на бессолевую диету, вы не должны готовить себе (считай ребенку) отдельно. Даже соленая пища в микродозах (спичечная головка) не может повредить. Тем более что кусочек, попадая в желудок, проходит транзитом, соприкасаясь со слизистой минимальной площадью, в отличие от пюре, которое обволакивает слизистую. «На выходе», то есть в памперсе или подгузнике, можно увидеть, что кусочек вышел неизмененным.

Сторонники педприкорма считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь с семейными ритуалами.

А что делать с твердой пищей? Можно дать ребенку твердый кусочек в руку, чтобы он учился кусать. Например, кусок яблока, моркови или сушку – пусть мусолит, много все равно не съест. А если у малыша оказался во рту большой кусок, то мама легко его вынет своей рукой, чтоб не подавился. Напитки, которые пьет мама, наливают ребенку в кружку на донышко (один глоток), а напьется малыш молоком или водой, если он искусственник.

Если малыш удвоил вес к полугоду, педприкорм вводить можно.Если нет – нужен совет врача.

Когда же можно начинать эти упражнения? Некоторые специалисты считают, что начинать можно, как только у ребенка возник «пищевой интерес», то есть он начал интересоваться содержанием маминой или папиной тарелки и пытаться что-то у вас «украсть». Другие сходятся во мнении, что знак к введению педприкорма – первый зуб. Раз появилось, чем жевать, то, значит, можно тренировать этот навык. А если первый зуб и пищевой интерес появляются месяцев в 4−5, так что – давать или подождать? Дело в том, что ферментные системы ребенка начинают созревать к полугоду, соответственно, раньше ему просто нечем переваривать иную пищу, кроме материнского молока или адаптированной смеси. Так что лучше подождать до 6 месяцев и потом осторожно пробовать вводить пищу с общего стола.

С микродозами надо продолжать прикорм в течение 3−4 недель; хорошо если за этот период удастся познакомить малыша с большинством продуктов, которые едят в семье. Потом можно увеличить порцию. Пусть ребенок ест как вместе с мамой, так и вместе с папой (ведь нередко рационы родителей различаются). Сажать ребенка необходимо на дальнее от стола колено мамы или папы и давать ему еду только тогда, когда он просит (а не тогда, когда вы решили, что надо). То есть должна происходить «конкуренция» (борьба) за пищу между малышом и мамой. У мамы нет цели накормить ребенка, а у ребенка есть цель добиться того, чтобы мама «оделила» его кусочком из своей тарелки. Если мама ест с аппетитом, то ребенок, подражая ей, будет тоже есть. Если в какой-то момент интерес малыша к еде потерян, он начинает отвлекаться, то мама дает ему его кусок, снимает с колен и продолжает свою трапезу, а ребенок идет играть.

В год ребенку выделяют собственное место за столом, его сажают в стульчик для кормления, сняв с него столешницу и придвинув его вплотную к столу. Ставят перед ним тарелку, дают приборы. На тарелку кладут немного меньше, чем ребенок способен съесть за раз. В этом возрасте ребенок уже умеет пить из кружки. При этом на кухне нет игрушек, ребенка никто не развлекает за столом, не смотрят взрослые и телевизор, чтобы ребенок не отвлекался.

Он познакомится с разными вкусами и текстурами продуктов а не только с пюреобразным нечто, что представляет собой современное детское питание.

Добавить комментарий